Умная зарядка для ребенка

День только начался, а малыш уже невнимателен и говорит, что устал. Думаете, лучшее решение — предложить ему сделать выходной… А вот и нет! Вместо этого устройте ребенку веселую физкультминутку

Знаменитый математик Григорий Перельман задал как-то риторический вопрос: «Если можно тренировать руки и ноги, то почему нельзя тренировать мозг?» Он прав: мозг можно и нужно тренировать. Специальные упражнения, разработанные на основе данных науки кинезио-логии, позволяют добиться высоких результатов.

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение — относится к здоровье-сберегающим технологиям. Эта удивительная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Многие упражнения направлены на развитие физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья и профилактику отклонений в развитии. Поэтому кинезиотерапия широко используется логопедами, психологами, учителями. Такие занятия позволяют улучшить работу головного мозга, тренируют память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижают утомляемость. Упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта, а ведь развитие интеллекта напрямую зависит от сформированности полушарий головного мозга, их взаимодействия. Очень полезна кинезиологическая гимнастика в период подготовки к школе. Она развивает тело, повышает стрессоустойчивость организма, синхронизирует работу полушарий, улучшает зрительно-моторную координацию, формирует пространственную ориентировку, совершенствует регулирующую и координирующую роль нервной системы. И что важно: упражнения дают немедленный эффект.

Для родителей это универсальный метод развития умственных способностей ребенка с помощью несложных упражнений, некоторые из которых похожи на такие популярные сейчас пальчиковые игры. Дети играют и одновременно тренируют мозг. Это также веселый и легкий способ помочь ребенку восстановиться после болезней и травм.

Те, кто думают, что кинезиология — новомодное изобретение, заблуждаются. Элементы ее можно встретить в большинстве известных философских учений. Да и современные врачи согласны с тем, что, поддерживая мозг, тренируя его, мы замедляем процесс старения всего организма. Раньше эту науку называли биомеханикой. Так что дисциплина проверенная, очень неплохо зарекомендовавшая себя, например, в спорте. Недаром ее преподают в спортивных вузах по всему миру.

 

Методы и приемы

Специалисты, составляя комплексы кинезиологической гимнастики, используют в качестве основы следующие методы и приемы:

• РАСТЯЖКИ — нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата.

• ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ -улучшают ритмику, развивают самоконтроль.

• УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ — позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие.

• ДВИЖЕНИЯ ТЕЛА -убирают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

• УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ — стимулируют речевые зоны головного мозга.

• МАССАЖ — воздействует на биологически активные точки организма малыша.

• УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ — способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Маленьким деткам такие упражнения лучше проводить в стихотворной форме, а также в форме сказки, когда каждый предмет и его действие малыши показывают с помощью рук. Кинезиологические упражнения нужно выполнять утром. Они настраивают детский организм на плодотворную работу во время занятий. Также их можно использовать в течение дня в качестве динамических пауз (отдыхалочек). Особый интерес и положительные эмоции у деток вызывают следующие задания: собирание счетных палочек одноименными пальцами обеих рук, прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе горизонтальной восьмерки, зеркальное рисование карандашами и красками.

 

Не ленитесь, пальчики!

Для мамочек не секрет, что нужно много внимания уделять ручкам детей: массировать ладошки, играть в пальчиковые игры. Часто можно услышать советы заниматься с детьми мозаикой, вырезанием из бумаги, рисованием. Такие занятия принесут ребенку пользу: чем лучше развита мелкая моторика рук, тем эффективнее работает мозг.

Но если вы присмотритесь к своим детям, когда они поглощены подобной деятельностью, то увидите, что обычно используются только три пальца: большой, указательный и средний. А как же безымянный и мизинец? Они почти недвижимы. А ведь каждый пальчик (без исключения!) связан с мозгом. И если он практически не работает, то и соответствующий участок мозга «ленится». А вот если в задании задействованы все пальчики, то эффективность упражнений увеличивается на треть. Комплексы кинезиологических упражнений для рук как раз и основаны на том, чтобы воздействовать на все пальчики:

• РАЗВИВАЮТСЯ мелкая и крупная моторика руте, а также координация движений.

• УЛУЧШАЮТСЯ память, внимание, речь.

• СОВЕРШЕНСТВУЮТСЯ пространственные представления ребенка.

• СНИЖАЕТСЯ утомляемость.

• ПОВЫШАЕТСЯ уровень интеллекта.

Учителя и воспитатели, которые используют кинезиологические упражнения на занятиях, отмечают и то, что интеллектуальные и познавательные процессы происходят активнее и результативнее. Также было замечено, что у многих детей, которые регулярно выполняли кинезиологическую зарядку, улучшился почерк.

 

Вместе веселее

Вывод напрашивается сам собой: при регулярных занятиях можно добиться неплохих результатов. Если вы чувствуете, что вашим детям нужна помощь, что у них есть проблемы с памятью, вниманием или речью, то стоит испробовать этот метод. Большой плюс кинезиологических упражнений в том, что они не требуют специального оборудования и выполнять их можно, где угодно.

• ТРЕНИРУЙТЕСЬ ПРИ КАЖДОМ УДОБНОМ СЛУЧАЕ Вы можете выполнять упражнения в машине, по пути в школу или в детский сад, перед сном, даже лежа в постели. Лучше, конечно, утром. Но если это неудобно или невозможно по каким-либо причинам, то, вместо того чтобы вовсе отказаться от тренировки, проведите ее, как только сможете. Особенно если видите, что кроха утомился, ему трудно сосредоточиться.

• ПРОВОДИТЕ ЗАНЯТИЯ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ Они полезны и детям, и взрослым. А малыши, освоив выполнение забавных упражнений, готовы обучать всех вокруг. Ведь так хочется поделиться своими достижениями! Не отказывайте им в этом удовольствии. Пусть крохи учат бабушку или дедушку, чей живой интерес и желание освоить упражнения станут отличной мотивацией для маленьких учителей и стимулом к дальнейшим занятиям.

 

Высший пилотаж!

Кинезиологические упражнения можно использовать в сюжете совместно придуманных сказок. Только сначала необходимо разучить все упражнения, отработать технику выполнения.

В результате проигрывания такой сказки у ребенка улучшается и активно стимулируется работа головного мозга, развивается речь, воображение, мышление, активизируется словарь.

Сказка «Две обезьянки»

«Жили-были две озорные обезьянки-Микки (левый кулачок на стол) и Кики (правый кулачок на стол). Однажды они отправились в сад за яблоками и заблудились (упражнение «кулачок-ладошка»: показываем сначала кулачок, затем ладошку).

По дороге они встретили ежа с ежатами (упражнение «кулак — ладошка»: левая рука кулачок, правая — ладошка, одновременная смена рук). Обезьянки поздоровались с ними и рассказали, что ищут яблоню (упражнение «колечко» сначала на правой руке, затем на левой — как усложнение).

Ежи показали дорогу обезьянкам к яблоне, а за это обезьянки угостили ежей оладушками (упражнение «оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая — ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Ладушки-ладушки, кушайте оладушки»).

Обезьянки нарвали яблок, но не знали, в чем отнести их домой. Тогда еж с ежатами помогли им (упражнение «кулак — ребро — ладонь», одновременно дети рассказывают, каким образом еж с ежатами могут помочь обезьянкам)».

Комментарии запрещены.

Последние публикации